Премия АРХИWOOD

Премия
в области деревянного строительства

переход на сайт премии
+7(495) 120-34-90
«Архитектура — это застывшая музыка», Фридрих Шеллинг, немецкий философ.

О проекте

На главную страницу
Пресса о нас

Пресса о нас

 

 

www.ec-a.ru

Ландшафтообразующие

Вручение новой ежегодной общероссийской премии АРХИWOOD – за лучшее архитектурное сооружение из дерева, состоялось 28 мая в ЦДХ в рамках Второй Московской Биеннале Архитектуры. Организатор и генеральный партнер Премии - компания «Росса Ракенне СПб» - эксклюзивный дистрибьютор концерна HONKA в России, соорганизатор - PR-агентство «Правила Общения». Куратор – архитектурный критик Николай Малинин. Премия обещает нам светлое деревянное будущее.

По условиям конкурса, на премию «АРХИWOOD – 2010» выдвигались любые проекты и постройки российских архитекторов с использованием дерева, построенные или спроектированные в течение года – с марта 2009 по март 2010. 
Экспозиция, представляющая работы, вошедшие в шорт-лист «АРХИWOOD-2010», расположившаяся под колоннадой главного входа в ЦДХ, была признана лучшим Гостевым проектом Биеннале. Авторы - архитекторы-дизайнеры Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин.  
Премия «АРХИWOOD – 2010» вручалась по пяти номинациям – «Проект», «Функция», «Арт-объект», «Конструктив», «Дерево в отделке». Голосование проводилось на сайте премии www.archiwood.ru и на выставке в ЦДХ. Одновременно с «народным голосованием» лучшие работы выбрало профессиональное жюри Премии, в состав которого вошли архитекторы Юрий Григорян, Светлана Головина, Илья Уткин, Владислав Савинкин, глава московского представительства компании «Росса Ракенне СПб» (HONKA)   Александр Львовский, архитектурные критики Григорий Ревзин и Николай Малинин.
В итоге награды получили 10 объектов – по 2 в каждой номинации. Список победителей с иллюстрациями см. ниже.
Несколько комментариев. Премия – нужная, хорошая, своевременная (все-таки в России сейчас бум деревянного строительства, и хотя Николай Малинин написал, что доля деревянных домов в России лишь 5 % от всех строящихся, это у него какие-то неправильные, официальные, данные, - видимо, многочисленные дачно-коттеджные на 90 процентов деревянные поселки не попадают в официальные документы). Первый опыт деревянной премии был удачен, хороших построек было прислано очень много, сплошной позитив. Интересно вот что.
У Премии большой идеологический вес. 22 % мирового запаса древесины, пропадающей в нашей стране, огромные социальные и бизнес-перспективы деревянного строительства говорят сами за себя. Опять же русский народ – плотник, а не каменщик, как устами Стасова напомнил нам архкритик Григорий Ревзин. Так вот, выставка «Новое деревянное», предшествовавшая премии, и сама Премия должны были указать нам путь – как жить и строить. И указали. Но, на мой взгляд, не совсем правильно.
У Премии есть главный победитель – таковым является вещь, выбранная жюри в номинации «Функция». Это дом Федора Арзаманова и Татьяны Бродач. Он и есть тот образец, на который ориентироваться? Дом изящный, крыша двускатная, много стекла. Архитекторы спроектировали много домов в классическом стиле, что помогло им и здесь найти «золотую середину» в стиле и пропорциях. Впрочем, жюри усмотрело в доме «античный храм, у которого серединка сбежала в в сторону». Но, все-таки, для нашего ландшафта дом слишком европейский. Да и вообще весь представленный в Премии наш «авангард» погоды не делает, ландшафта не образует. Он и спрятан чаще всего в лесу. А меня интересует ландшафт. Который во Франции или, там, в Финляндии красив, а у нас не очень. Ну, не будут никогда российские долины застроены домами с плоскими крышами Асса-Григоряна. Мы идем в сторону Николая Белоусова и Александра Ермолаева. И компании Honka. Точнее, «стоим» в эту сторону. Брус и бревно, 300-500 долларов за метр – вот из чего состоит подмосковный и российский самострой и фирмострой. И неубиваемая скатная крыша. Не хочет наше небо отражаться в плоских крышах – и все тут! И только мысль архитектора в самострой не заходит.
В этом смысле самым интересным направлением является дело Николая Белоусова. Человек изучил дом из бревна, художественно его освоил, владеет всеми спектрами – элитными индивидуальными и типовыми проектами, только нижнюю границу среднего класса еще не охватил. Но главное, что сделал Белоусов, - он создал производство и двигает вперед строительство этих прекрасных домов. Обучает новой профессии местное население провинциального города под Галичем. Спасает социум, скажем прямо. За одно это ему на западных конкурсах дали бы твердое Гран При.  
Так что, мне кажется, наши рулевые – Белоусов и Ермолаев, а не Арзаманов и Бродач, и тем более не Асс, Головина и Кузембаев, как бы прекрасны они ни были. Я могу представить российский ландшафт, застроенный домами Белоусова и Ермолаева, и он бесподобен.
Список победителей Премии:
Лучший объект в номинации «Функция», по мнению жюри, -  Жилой дом в Конаковском районе Тверской области от архитекторов Федора Арзаманова и Татьяны Бродач из архитектурной мастерской «АКАНТ». В народном голосовании общепризнанным лидером стал павильон летней кухни «WhiteSteamer» бюро «GikaloKuptsovArchitects».
В номинации «Конструктив» жюри выбрало «Детский развлекательный центр с аквапарком и катком» в Санкт-Петербурге, спроектированный ЦНИИСКом им. В.А. Кучеренко.
По результатам народного голосования победителем в этой номинации стал ресторан в поселке Жуковка от  архитектурного бюро «Карлсон и К». В номинации «Дерево в отделке» лучшей работой, по мнению жюри, был признан дом на Волге, в Тверской Области, чей фасад «в клетку» дал ему неформальное название «Пэчворк». Его автор Петр Костелов удостоился уже нескольких архитектурных призов.
По результатам интернет-голосования, лучшим объектом стала Вилла в Васильево Ленинградской области – эффектный совместный проект архитектурных бюро «nps tchoban voss» и «Planungsgesellschaft mbH».
В номинации «Арт-объект» выбор жюри пал на «Ротонду» Александра Бродского, построенную прошлым летом в Николо-Ленивце.
В народном голосовании победили «Две лавочки» бюро «INNGROUP». Авторы проекта признались, что сидеть на них не очень удобно, это арт-объект в чистом виде, создававшийся с помощью компьютерного моделирования.
Награду в номинации «Проект» жюри вручило архитектору Дмитрию Долгому, возглавляющему бюро «KD» -  за проект многофункционального туристического комплекса  «Метрополия» на берегу Байкала. По мнению голосовавших на сайте и на выставке, лучшим объектом в этой номинации стал «Образовательный центр в деревне Покровское» архитектурного бюро «ЭЛИС».
По словам куратора Премии Николая Малинина, хороших работ было гораздо больше, чем призовых мест. Поэтому было решено не ограничиваться награждением 10 победителей, а вручить дополнительные призы от инфопартнеров Премии «АРХИWOOD– 2010». Лара Копылова, главный редактор Интернет-журнала «Э.К.А», наградила  архитектора Николая Белоусова за «Cоциально ответственное возрождение и развитие русского деревянного дома на высоком архитектурном уровне».Наталья Тимашева, главный редактор журнала «Интерьер+Дизайн», назвала лучшим архитектором в области деревянной архитектуры Тотана Кузембаева, один из объектов которого, «Курительная» на Курорте «Пирогово», был отмечен журналом «Архитектурный вестник» в номинации «за чувство юмора и рачительность».Интернет-портал «Cottage.ru» вручил приз совместному проекту архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» и компании «Росса Ракенне СПб» - за загородный дом в Новопеределкине.Журнал «Мир и Дом» учредил номинацию «Традиция» и вручил ее мастерской «Архитектон-3» за реставрацию Благовещенского храма в Сергиево-Посадском районе. Специальный приз от Курорта «Пирогово» получили Федор Дубинников и Лика Тулупова из архитектурного бюро «МЕЛ» за реконструкцию загородного дома в поселке «Журналист». Журнал «Деревянные дома» среди всех объектов отметил компанию «Росса Ракенне СПб» и ее ведущего архитектора Светлану Беднякову за загородный дом в поселке «Московское море».
 
Специально к выставке и вручению премии «АРХИWOOD – 2010» HONKA, совместно с издательством TATLIN, выпустила каталог, содержащий все 50 работ из шорт-листа, а также  - при поддержке Курорта «Пирогово» - книгу «Новое деревянное 1999-2009» под редакцией Николая Малинина, в которую вошли лучшие объекты деревянной архитектуры, построенные на территории России за последнее десятилетие.